Йоулупукки – финский Санта-Клаус?

Чуть ли не по всему миру во время зимних праздников миллионы детей ждут подарков, которые, как они знают, им принесёт Дед Мороз, Младенец Иисус, Николай Чудотворец, Санта-Клаус или же даже Тол Бабай (да, это тот же «бабай», которым вас могли пугать в детстве, не везде этого «деда» считают злым) —  таких персонажей просто множество, ведь у многих народов есть свои уникальные традиции, праздники, фольклорные персонажи, и финны здесь не исключение.

В последние годы украинцы узнали о существовании финского Йоулупукки, о котором теперь время от времени можно услышать и по радио, и по телевизору. Что же это за персонаж, какова его история и чем он отличается от всем известного Санты?

Рождественский козёл

Если поинтересоваться, что же означает его имя — Йоулупукки (фин. Joulupukki) — то выяснится, что перед нами «Рождественский козёл». Это не случайность: во всех нордических странах козёл тесно связан с празднованием Рождества, и корни такой связи очень древние, ещё с дохристианских празднеств.

Согласно скандинавской мифологии, Тор путешествовал небом в колеснице, в которой были впряжены два козла — Тангриснир и Тангниостр. Считается, что через этих спутников известного представителя пантеона скандинавских богов (чего только стоит английское название для четверга — «день Тора») козлы и стали такими популярными в нордических странах.

Предшественники, оставившие свой след

Во время финского праздника урожая Кэкри одним из традиционных праздничных персонажей также был козёл — человек натягивал себе на голову рога, надевал маску из берёзовой коры и накидывал на себя одежду из кожи овцы шиворот-навыворот.

С XVII века известен обычай молодых людей ходить из дома в дом, распевая песни, ставя сценки и занимаясь розыгрышами. Всё это происходило в Рождество или на праздник Богоявления, который совпадает с днём ​​Кнута. В такую ​​группу часто входил Нууттипукки, «кнутский козёл». Нууттипукки — шумное, а порой и жуткое существо, которое требовало подарков, еды или алкоголя. Сейчас обычай имеет отголоски в некоторых местностях, но сам Нууттипукки потерпел преобразования — теперь в него наряжаются в основном дети, и ничего плохого в нём нет.

Как же козёл стал человеком?

О Николае Чудотворце в Финляндии узнали в начале XIX века, и пока легенда о нём распространялось страной, она объединилась с другими финскими рождественскими персонажами. Вряд ли можно исчерпывающе исследовать, каким образом это произошло, но произошло что произошло — в XIX веке образ козла постепенно начал ассоциироваться не с тем, кто принимает дары от других, а с тем, кто их приносит. Один из членов семьи для этого наряжался Рождественская козлом — Йоулупукки.

Далее, во второй половине XIX столетия и в начале XX-ого, очевидно, под влиянием Николая Чудотворца, образ козла заступился человеческим образом, но имя персонажа осталось всё то же — «рождественский козёл».

Несколько слов из истории Санта-Клауса

Параллельно с этим формировался и сам Санта-Клаус. В начале XVII века в свою колонию Новый Амстердам, будущий Нью-Йорк, голландцы завезли Синтерклааса, их местный вариант Николая Чудотворца. Он далеко не сразу стал популярным на американском континенте, а когда и стал, произошла интересная вещь — Санта-Клаус, как его стали называть местные, уже не был человеком. В формировании этого персонажа очень большую роль сыграл популярный рождественский стишок 1823 года «Визит святого Николая» (англ. «A Visit from St. Nicholas»), в котором Санта Клаус — хороший и весёлый старый эльф, хотя большинство атрибутов современного образа там уже присутствуют: почтенный возраст и круглый живот, румянец на щеках и длинная борода, дымоход и подарки в чулках, сани и олени, а также хороший искренний смех, хотя и без характерного «ho-ho-ho».

Какое отношение к этому всему имеет Coca-Cola?

Похоже, впервые в красном костюме Санта-Клауса изобразил американский художник Томас Наст в 1869 году, вдохновившись уже упомянутым рождественским стишком. Он же впервые поселил Санта-Клауса на Северном полюсе. К тому же, идея с мастерской и эльфами-помощниками, похоже, тоже его. В это время встречались варианты с синим, зелёным, фиолетовым и серым цветами. Закрепил же за ним красный костюм американец Хэддон Санблом, которому в 1931 году было поручено нарисовать рождественскую рекламу для Coca-Cola, в которой был изображён Санта-Клаус. Последующие годы ему также поручали эту работу, и каждый раз он изображал Санта-Клауса именно в красном костюме. Таким образом, красным цветом костюма Санта-Клаус обязан рекламе Coca-Cola, как и своей мировой популярностью.

«Финский Санта-Клаус»? «Финский Дед Мороз»?

Что же касается финского Йоулупукки, то сначала он одевался в серый костюм, а после Второй мировой войны, под влиянием Санта-Клауса цвет постепенно сменился на красный. Современный Йоулупукки практически слился с образом Санта-Клауса, и всё же встречаются и некоторые особенности.

Так, место жительства Йоулупукки — гора Корватунтури в Лапландии, где и расположена его мастерская, а не Северный полюс. В противоположность Санте, который привык пользоваться услугами эльфов, Йоулупукки помогают маленькие гномы тонтту, которые не только качественные ремесленники, но и неплохо играют в прятки, следя за поведением детей.

В отличие от Санта-Клауса, Йоулупукки не летает на санях с упряжкой оленей, а ездит по земле. В Финляндии не принято вешать чулки, а Йоулупукки лично раздаёт подарки, заходя через главный вход, иногда со своими помощниками тонтту. Заходя в дом, Йоулупукки говорит фразу «Onkos täällä kilttejä lapsia?» (пер. Есть ли здесь послушные дети?), общается с жителями дома.

4.75 / 5 Отзывов (оценок): 4
Надежда от 28.08.2018
Иван от 16.10.2017
Даня от 31.12.2016
Татьяна от 01.12.2016
© Nordic Travel (ФИНСКО-УКРАИНСКИЙ ТУРОПЕРАТОР) 2010 – 2020
Туры в Скандинавию, Норвегию, Исландию, Финляндию, Лапландию, Швецию и Прибалтику из Киева, Харькова, Одессы, Днепра, Львова и других городов Украины.